I.Общие положения
1. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки деятельности педагога.
2. Портфолио позволяет педагогу презентовать свои достижения и направления деятельности. Оно предназначено для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, для объективной оценки его профессионального уровня.
3. Портфолио педагога служит основанием для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию, для распределения стимулирующей части оплаты труда.
4. Портфолио основывается на принципах системности и достоверности.
II. Структура и содержание электронного портфолио
Раздел 1. Общие сведения о педагоге Форма: визитная карточка PowerPoint ·
1 слайд: фото, ФИО педагога, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог ·
2 слайд: образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому), трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении, преподаваемый предмет, квалификационная категория ·
3 слайд: проблема педагогического исследования ·
4 слайд: повышение квалификации за последние 5 лет (год, месяц, название учреждения, где освоены курсы, проблема обучения) ·
5 слайд: учёные степени и почётные звания, перечень наград и поощрений ·
6 слайд: результаты личного участия в конференциях, конкурсах и грантах ·
7 слайд: результаты участия учеников и воспитанников в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, грантах · другие слайды по желанию учителя
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: материалы с результатами освоения учащимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: o тестов обученности o контрольных срезов знаний o участия учеников в школьных, районных, областных, окружных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах и т.д. ·
2 папка: результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся ·
3 папка: наличие медалистов, прошедших итоговую аттестацию по предмету у данного учителя ·
4 папка: поступление в вузы по специальностям педагогической или связанной с предметом
Раздел 3. Нормативные документы Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: государственные программы по предмету ·
2 папка: образовательный стандарт
3 папка: инструктивно-методические письма по предмету ·
4 папка: критерии эффективности урока (занятия) ·
5 папка: карта самоанализа урока (занятия) ·
6 папка: положения о едином орфографическом режиме, положения о конференциях, конкурсах, выставках и т.д.
Раздел 4. Повышение квалификации Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: все имеющиеся у педагога документы: удостоверения курсов, сертификаты № п/п вид документа номер документа, дата выдачи название курсов или дополнительного образования количество часов обучения срок обучения место обучения ·
2 папка: все имеющиеся у педагога аттестационные листы № п/п дата аттестации результат аттестации аттестационная комиссия
Раздел 5. Научно-методическая деятельность Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: список программного и учебно-методического обеспечения предмета, обоснование выбора педагогом образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы (УМК) ·
2 папка: календарно-тематическое планирование ·
3 папка: материалы с обоснованием выбора педагогом в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов ·
4 папка: использование современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, технологий обучения и воспитания детей с проблемами развития и т.п. ·
5 папка: открытые уроки, занятия, мероприятия, мастер-классы № п/п тема предмет тип урока форма проведения дата проведения класс уровень (школьный, муниципальный, региональный) ·
6 папка: работа в методических объединениях, экспертных советах, сотрудничество с методическими центрами, клубами, другими учреждениями № п/п дата название мероприятия уровень мероприятия форма участия ·
7 папка: участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах. ·
8 папка: участие в предметных, тематических декадах ·
9 папка: организация и участие в проведении семинаров, «круглых столов», конкурсов, конференций и т.п. ·
10 папка: научные исследования ·
11 папка: разработка авторских программ, элективных курсов, факультативов № п/п вид разработки название класс год создания ·
12 папка: наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, подготовка творческих отчетов, рефератов, докладов, статей № п/п название публикации год публикации (выступления, печати) место публикации
Раздел 6. Внеурочная деятельность по предмету Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: лучшие творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету ·
2 папка: победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др. ·
3 папка: сценарии мероприятий, фотографии и видеосюжеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т.п.) ·
4 папка: программы кружковых занятий
Раздел 7. Учебно-материальная база Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: список методической литературы, словарей и другой справочной литературы по предмету ·
2 папка: список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.) ·
3 папка: наличие технических средств обучения (компьютер, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.). ·
4 папка: компьютерные средства обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.) ·
5 папка: наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров, рефератов, сочинений и т.п. ·
6 папка: измерители качества обученности учащихся: контрольные работы, тесты, проверочные задания и т.п.
Раздел 8. Выполнение функции классного руководителя Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: наличие программы развития классного коллектива (цель воспитывающей деятельности классного руководителя, приоритетные направления деятельности, основные положения программы, осуществление мониторинга эффективности программы на уровне личности ребенка) ·
2 папка: эффективность реализации Закона РФ «Об образовании» в части его обязательности и доступности (положительная динамика в снижении пропусков уроков, отсутствии отсева, правонарушений, расширении возможностей продолжения образования на старшей ступени школы) ·
3 папка: динамика состояния здоровья обучающихся ·
4 папка: выявление уровня развития детского коллектива ·
5 папка: результаты участия воспитанников в школьных мероприятиях, в социально-значимых проектах и акциях различной направленности ·
6 папка: охват учащихся дополнительным образованием; наличие творческих объединений на базе класса ·
7 папка: работа с родителями ·
8 папка: методическая копилка
Раздел 9. «Моё педагогическое кредо» Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: представление своей профессиональной позиции с основными ценностями, определяющими отношение к ученикам (воспитанникам) и коллегам ·
2 папка: цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные педагогу
Раздел 10. Отзывы о педагогической деятельности учителя (педагогического работника) и ее результатах Форма: папка Word с вложенными папками
В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем, статьи о педагоге. В него могут быть помещены грамоты, благодарности и т.д. № п/п дата уровень содержание вид
Раздел 11. Общественная деятельность учителя (педагогического работника) · Форма: папка Word с вложенными папками ·
1 папка: в профсоюзной организации школы, районном комитете профессионального союза работников образования и науки ·
2 папка: в школьной аттестационной комиссии ·
3 папка: в экспертных комиссиях ·
4 папка: в методическом совете школы ·
5 папка: в органах государственно-общественного управления В данный раздел могут быть помещены материалы, свидетельствующие о результативности общественной деятельности учителя (педагогического работника): свидетельства о наградах, грамоты, благодарности
III. Деятельность педагога по созданию электронного портфолио
1. Портфолио оформляется в электронном виде
2. Состав электронного портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель
3. Электронное портфолио формируется самим педагогом
4. Содержание своего электронного портфолио педагог согласует с заместителем директора по информатизации
5. Электронное портфолио может храниться на любом электронном носителе
6. Педагог представляет материалы электронного портфолио администратору баз данных РММЦ, который обеспечивает размещение материалов электронного портфолио в электронной базе данных на сервере и на сайте ОГОУ ОЦО http://oco.nov.edu54.ru
7. Материалы электронного портфолио педагога размещаются на школьном сайте в соответствие с нормами конфиденциальности
8. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться
9. Каждый раздел может дополняться фото- и видеоматериалами
10. Сведения из электронного портфолио могут быть распечатаны на бумажных носителях, заверены подписью директора и печатью учреждения и выданы учителю. Копии сведений хранятся в личных делах педагогов
Требования к оформлению портфолио и принцип работы:
1. Системность мониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.
Возможные разделы портфолио.
Раздел 1. Общие сведения об учителе
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
• трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;
• повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В этот раздел помещаются:
• материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• сведения о наличии медалистов;
• сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
• обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
• обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
• работа в методическом объединении, сотрудничество с городским методическим центром, вузами и другими учреждениями;
« участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• участие в методических и предметных неделях;
• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;
• проведение научных исследований;
• разработка авторских программ;
• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
• подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• другие документы.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
• программы работы кружков и факультативов
• другие документы.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
• аудио- и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя.